Вітаємо!
Ви відвідали персональний блог Запорізької міської
бібліотеки - філії №10
ЦБС для дорослого населення. Наша мета - бути сучасним науково - просвітницьким та культурно - інформаційним закладом.
Ми стверджуємо, що одним з найбільших творінь людської культури є книга.
І тому найголовнішими в культурі будь - якої країни, як би це не здавалося для когось дивним, - є бібліотеки.

субота, 17 січня 2015 р.



Обучение поздно начинающих.

 (часть II)
     Представляем практические рекомендации по организации и проведению компьютерных     курсов на базе публичной библиотеки.Данные рекомендации подробно раскрывают методику работы  перспективного инновационного направления, поэтому, на наш взгляд, будут интересны библиотечным сотрудникам и рекомендованы к реализации на базе публичных библиотек.
 Никогда не знаешь, на что ты способен,
пока не попробуешь.
Д. Олдридж


По мнению учёных, человеческое общество развивается скачкообразно. На протяжении определённого периода времени происходит постепенное накопление знаний и навыков, что даёт возможность последующим поколениям опираться на неоценимый опыт поколений предыдущих. Такое положение дел продолжается до определённого момента – пока не произойдёт в обществе научно-культурный скачок, который, как бы подытоживая определённый этап человеческого развития, открывает качественно новый.


Перед индивидуумами возникают иные, не существовавшие ранее задачи. Люди, способные быстро переориентироваться в изменившемся мире, находят себя в социуме и живут, полноценно развиваясь. Те же, кто не могут (или не хотят) меняться, отвечая на вызов времени, зачастую ощущают себя не удел и страшатся будущего.
Общеизвестно, что труднее к новому, как правило, адаптируются люди старшего возраста. И этому существует целый ряд объективных причин. Одна из них – интенсивно развивающемуся и трансформирующемуся социуму не хватает общественных институтов по поддержке и переобучению этой категории населения. С уверенностью можем утверждать, что таким общественным институтом может (и должна!) стать библиотека.

Не секрет, что библиотеки в современных реалиях ищут себя, предлагая всё новые и новые направления в своей деятельности. По нашему мнению, ни в коей мере не стоит этого бояться. Напротив, совместными усилиями, делясь своими наработками, и используя  успешный опыт своих коллег, библиотеки в самой ближайшей перспективе смогут качественно улучшить свою работу, повысить свою общественную значимость.

     Для того, чтобы это произошло, библиотеки, на наш взгляд, должны, опираясь на классические апробированные методы работы, добавлять в свою деятельность новые актуальные направления, своевременно реагируя на потребности общества.

Именно в этом направлении наша библиотека осуществляет свою деятельность последние годы. Краткий алгоритм нашей работы мы предлагаем вашему вниманию.

Шаг 1. С чего начать?

Чтобы лучше ориентироваться в новых информационных потребностях наших читателей, сотрудниками библиотеки была разработана анкета, которая содержала вопросы, касающиеся конкретизации потребностей пользователей библиотеки в области интернет – технологий.  Анализ ответов позволил нам определить новое направление в работе, которым мы начали заниматься. В целом концепция была нами сформулирована, оставалось перейти к этапу её практической реализации.

Шаг 2. Помоги себе сам.

Вопрос с техническим оснащением библиотеки решился путём участия в конкурсе «Библиомост». Именно эта уникальная программа призвана преобразовать библиотеки в современные общественные центры и повысить их роль в украинском обществе.  После оформления заявки и победы в конкурсе наша библиотека получила в пользование 3 компьютера, сканер и  принтер, наушники и веб – камеры. Помимо указанного оборудования, настоятельно рекомендуем использовать в работе  экран и проектор. Это усиливает эффективность обучающего процесса в разы.

В вопросах технического обслуживания парка компьютерной техники важно заручиться поддержкой  системного  администратора или инженера - электронщика, так как некорректная работа оборудования и программного обеспечения значительно ухудшает процесс обучения, а в некоторых случаях делает его невозможным. Поэтому можем отметить: оперативное взаимодействие всех библиотечных подразделений в этом вопросе очень важно для успешной реализации вашего проекта.

Шаг 3. Организация процесса обучения.

Следующим этапом встал вопрос разработки лекционно-практических обучающих модулей для желающих освоить навыки работы с компьютером. Программа создавалась силами сотрудников библиотеки. При её написании учитывались возрастные особенности потенциальных слушателей, а также использовались принципы систематичности, последовательности и посильности подаваемого материала. Информация подавалась от простого к более сложному, но, по-возможности, понятным языком.  Количество объясняемых терминов было оправданным, их засилье не приветствовалось. Для лучшего усвоения знаний широко использовалась наглядность в виде образцов, демонстрационных и раздаточных таблиц, схем и т.д.

Акцент делался не столько на запоминание, сколько на понимание логики процесса с установкой на самостоятельное получение знаний после окончания курса обучения в библиотеке. При выборе тем для изучения, мы руководствовались пожеланиями читателей, высказанных ими на стадии анкетирования. В результате, нами был разработан цикл лекций, состоящий из 8 теоретико-практических занятий. Для закрепления навыков, полученных в ходе лекций, были подготовлены дополнительные задания для самостоятельных практических работ дома.

Из опыта можем констатировать, что большое количество обучающихся не позволяет преподавателю уделять внимание всем при выполнении практических заданий. Поэтому считаем оптимальной группу из 6 человек (из расчёта по 2 человека за ПК).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. В интервалах между занятиями обучающиеся закрепляют полученные знания дома. В дополнение сотрудники библиотеки делают подборку соответствующей литературы, предлагают поискать ответы на возникшие вопросы в постоянно обновляющейся папке-накопителе «Советы интернет-путешественникам», дают устные консультации. К слову, хотим отметить значительное увеличение книговыдачи компьютерной тематики в нашей библиотеке.

Шаг 4.  Коуч-тренер

Вся перечисленная выше работа может оказаться малоэффективной по причине невозможности донести знания до слушателей. В связи с этим встаёт вопрос подбора специалиста из числа сотрудников библиотеки для успешной реализации этого   этапа проекта, а именно  - обучения желающих стойким и уверенным навыкам работы на компьютере. Этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд. Специалист, который будет курировать проект, должен понимать специфику процесса обучения и обладать набором необходимых для этой работы качеств: прежде всего желанием передать свои знания людям, которые в них нуждаются (обратить внимание на мотивационный момент!), быть терпеливым (далеко не всегда у всех получается с первого раза), тактичным (помочь некоторым преодолеть психологический барьер, чтобы в зрелом возрасте вновь сесть за парту), обладать хорошими ораторскими навыками и т.д.

Обращаем ваше внимание, что первые два урока самые важные с психологической точки зрения. Нужно не разочаровать человека, не дать разувериться в собственных силах, настроить его на учебный процесс и задать темп - вот  первоочередные задачи в начале обучения. Важно способствовать сплочённости группы как коллектива единомышленников, помочь познакомиться, культивировать толерантные отношения внутри группы – всё это позволяет улучшить процесс обучения.

Как видите, к сотруднику, проводящему уроки компьютерной грамотности, предъявляется широкий ряд требований, выполнение которых позволяет охарактеризовать его не столько как консультанта или преподавателя, а правильнее как коуч-тренера – специалиста, не просто делящегося своими знаниями, но ведущего к личностному успеху.

    В свете сказанного, хотелось бы предостеречь от чрезмерного официоза и назидательности в работе с обучающимися, а также неоправданно частого использования терминологии. Опыт показывает, что лучший  результат достигается, если процесс обучения проходит в тёплой дружеской, но деловой атмосфере. В итоге выигрывают все: читатель, так как он получает достаточно прочные навыки пользователя ПК и приобретает новых знакомых по интересам (что в зрелом возрасте является особенно немаловажным), и библиотека, которая получает возможность плодотворно сотрудничать с образовавшимися фокус-группами читателей, которые и после окончания обучения продолжают оставаться активными посетителями библиотеки, участниками различных массовых мероприятий.

   Шаг 5: Почему к идее организации и проведения компьютерных уроков на базе публичной библиотеки нужно относиться не формально?

По той простой причине, что это направление работы востребовано нашими читателями и помощь, которую оказывает библиотека в этом вопросе, высоко оценивается ими. Люди видят в библиотеке реальный общественный институт, помогающий им лучше социализироваться, а также наладить активные коммуникативные связи с окружающим миром. Этот момент добавляет уважения библиотекам, а также позволяет активнее привлекать к ним новых читателей, ведь традиционная книга не уходит из нашей жизни, сотрудникам библиотеки нужно лишь способствовать встрече этих двух: книги и её потенциального читателя. Способы для этого можно использовать разные, и инновационные в том числе.

Послесловие. Мы заметили интересную особенность: хорошо проведённые компьютерные уроки перестают нуждаться   в собственной рекламе.

Что касается нашей библиотеки, то уже больше года люди приходят просто по рекомендации своих знакомых, обучавшихся у нас ранее. Очередь из желающих посещать курсы растянулась на полгода вперёд. Для их учёта ведётся специальная тетрадь, куда вносится информация, анализ которой позволяет нам  формировать группы с учетом возраста, уровня знаний и места проживания будущего слушателя курсов. Такой подход к формированию учебных групп способствует лучшей организации учебного процесса и  усвоению поданного материала.

Хотели бы предостеречь, что формальное отношение к компьютерным урокам, в результате которого обучающиеся не получают заявленных знаний, будет иметь эффект антирекламы для библиотеки.

Напротив, подарив людям свои знания и душу, мы получаем взамен верных и благодарных читателей, продолжающих и дальше тесно сотрудничать с библиотекой. Это ли не цель, которая оправдывает все те немалые усилия, которые библиотека прилагает, осваивая новое, но такое актуальное сейчас направление работы.



Желаем вам успехов в реализации аналогичных проектов!




Дописати коментар

Правила коментування:
1. Будьте шановливими, не ображайте автора чи іншого коментатора.
2. Скористайтеся матеріалами, ідеями, досвідом замість безцільного коментування.
3. Не використовуйте непристойні вислови та вульгарну мову.
4. Коментуючи, дотримуйтеся теми публікації.
5. Коментарі, які не відповідають вказаним крітеріям, будуть вилучені.